Дмитрий Благой

Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную

(eng) | (de)

Пианист и композитор Дмитрий Дмитриевич Благой (мл.) /Нечаев/
(1930-1986)

См. тж.: пушкинист Дмитрий Дмитриевич Благой

Русский пианист, композитор, музыковед, поэт. Заслуженный артист РСФСР (1984).

Создатель собственного жанра на стыке музыки и литературы "Играет и рассказывает Дмитрий Благой".

Выпустил 15 грампластинок.
Опубликовал более 200 статей.
Вел просветительские передачи о музыке на радио и телевидении.

На этом сайте можно скачать некоторые аудиозаписи Дмитрия Благого, тексты и ноты его произведений.

(см. ниже)

Только для некоммерческого использования.

I.
Г.В. Крауклис - Деятельность многогранная, самозабвенная…
(О пианисте и композиторе Дмитрии Благом)

II.
Статья о пианисте Дмитрии Дмитриевиче Благом (мл.) из Музыкальной энциклопедии
(Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1973):

Благой Дмитрий Дмитриевич (р. 13 IV 1930, Москва) - советский пианист, композитор и музыковед. Кандидат искусствоведения (1971). В 1954 окончил Моск. консерваторию по классу фп. А.Б. Гольденвейзера (в 1958 под его рук. аспирантуру), в 1957 - по классу композиции Ю.А. Шапорина. С 1959 преподает в Моск. консерватории (класс фп. и камерного ансамбля), с 1968 доцент. С 1960 солист Моск. филармонии. Муз.-критич. деятельность начал в 1957. С 1965 внештат. корр. газ. "Советская культура". Ред. книг: "А.Б. Гольденвейзер. 32 сонаты Бетховена" (М., 1966); сб. "А.Б. Гольденвейзер" (М., 1969). Автор муз. произв., в т.ч. для фп. (годы изд.) - "Соната-сказка" (1958), "Вариации на русскую тему" (1960), "Блестящее каприччио" (с оркестром, 1960), "Прелюдии" (1962), "Альбом пьес" (тетр. 1-2, 1969-71), "Четыре настроения" (1971); струн. квартет (1968), вок. цикл "Живая тишина" (сл. В.Д. Берестова, 1966) и др.

Соч.: Этюды Скрябина, М., 1963; Композитор и педагог, в сб.: Вопросы фортепианной педагогики, вып.1, М., 1963; Значение образных ассоциаций в работе пианиста-педагога, в сб.: Методические записки по вопросам муз. образования, М., 1966; Фортепианное творчество Свиридова, в сб.: Георгий Свиридов, М., 1971; Автограф и исполнительское прочтение сонаты op. 57 ("Аппассионата"), в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; и др.

- -

Д. Д. Благой (1930-1986) - Аудио | Ноты | Тексты | Пресса | Инскрипты | Грамзаписи | Фото | Рисунки | Стихи

- -

Краткая биография

Дмитрий Дмитриевич Благой родился в Москве 13 апреля 1930 г.

Его родители - выдающиеся советские филологи: отец, профессор, доктор филологических наук Дмитрий Дмитриевич Благой, был исследователем творчества А.С. Пушкина; мать, доктор филологических наук Вера Степановна Нечаева, была автором фундаментальных трудов о Ф.М. Достоевском и В.Г. Белинском, создателем и первым директором Музея Достоевского в Москве.

Музыкальные способности у 6-летнего Д. Благого (Нечаева)* определил проф. А. Б. Гольденвейзер, который рекомендовал поступить в ЦМШ (Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, преобразованную из Особой группы для одаренных детей).

В ЦМШ Д. Благой занимался роялем вначале под руководством Е.П. Ховен (которая сама некогда была воспитанницей А.Б. Гольденвейзера), а в старших классах — у проф. А.Б. Гольденвейзера.
Окончив школу с отличием, был принят в Московскую консерваторию (1948), которую окончил также с отличием по двум специальностям: по классу фортепиано у А.Б. Гольденвейзера в 1954, по композиции у Ю.А. Шапорина в 1957.
В 1958 г., окончив фортепианную аспирантуру, стал ассистентом А.Б. Гольденвейзера.

С 1958 г. – член Союза композиторов СССР, с 1960 — солист Московской филармонии. Выступал с сольными концертами в Москве, в многочисленных городах СССР, в Польше, Болгарии. Сделал около 300 записей в фонд радио, выпустил 15 грампластинок, опубликовал несколько сборников собственных фортепианных и вокальных сочинений (в издательствах «Советский композитор», «Музыка»).
С 1959 г. вел в Московской консерватории собственный класс фортепиано, камерного ансамбля, с 1970 года — доцент Московской консерватории.

В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную наследию А.Б. Гольденвейзера.

В 1972 г. в Московской филармонии основал и с этого времени и до своей смерти в 1986 вел цикл «Играет и рассказывает Дмитрий Благой», где представал в двойном амплуа музыканта и рассказчика (в Москве концерты проходили в основном в Доме ученых).

Опубликовал свыше 200 статей как музыковед, руководил музыкальной секцией ЦДРИ, школой молодого лектора Московской консерватории.

Вел активную просветительскую деятельность.

В зрелые годы заново открыл для сцены множество произведений ранних русских композиторов (подробнее: Пресса).

Пропагандировал старинную русскую музыку еще тогда, когда авторы доглинкинской поры не имели в глазах многих музыкантов особой ценности (подробнее см. ниже)

Cоставлял, редактировал, издавал книги А.Б. Гольденвейзера, помогал его вдове Е.И. Гольденвейзер в организации работы музея-квартиры и во всех делах музея. (Подробнее — Д.Д. Благой и наследие А.Б. Гольденвейзера)

Заслуженный артист РСФСР (1984 г.)

Умер 13 июня 1986 г. после тяжелой болезни, спровоцированной глубоким потрясением, связанным со смертью отца, пушкиниста Д.Д. Благого-ст. , и пропажей архива и рукописи неопубликованного главного труда ученого.

(Врачи давали Д. Благому-мл. всего два месяца жизни, но вопреки всем медицинским фактам он смог прожить еще год, продолжая работать над новыми музыкальными произведениями и книгами и сыграв незадолго до смерти последний концерт из цикла «Играет и рассказывает Дмитрий Благой»).
Остались недописанными: докторская диссертация, книги «Этот звучащий мир» и «Пути творческого становления и развития музыканта-исполнителя», и мн. др.

Похоронен в Москве на Хованском кладбище рядом со своей матерью В. С. Нечаевой.

В семье Д. Благого** хранится его архив. Согласно завещанию изданы (Л. Кирсановой): книга "Избранные статьи о музыке", цикл романсов "Пушкинская тетрадь" (также сделана запись этого произведения в фонд Гостелерадио Л. Кирсановой и А. Мартыновым).

Сферы деятельности

Одной из основных черт Дмитрия Благого была многогранность.
Был многогранен как пианист (разные грани его исполнительской личности проявились в его интерпретациях музыки немецких романтиков -Шумана, Шуберта; стихийно-демонических произведениях Скрябина; в музыке советских композиторов - Галынина, Мясковского, Свиридова; в пьесах Чайковского, Глинки, в старинных русских пьесах доглинскинских времен).
Был многогранен и как музыкант: пианист, композитор, музыковед, педагог.
Наконец, он был многогранен как художник, творческая личность. Был поэтом и журналистом, занимался живописью и графикой (см.: Рисунки).

Сам он считал многогранность своим недостатком, препятствием, завещал детям «не повторять ошибок своего отца — не распыляться».

Доступ к большой эстраде в зрелые годы ему был действительно затруднен, хотя вряд ли именно из-за "распыления". Формально причиной могло быть отсутствие лауреатств. В 1956 пианист успешно выступал на международном конкурсе имени Р. Шумана в Берлине, однако тогда жюри присудило ему лишь диплом. Участвовал далее в конкурсе им. Чайковского, где с самого начала зарекомендовал себя в качестве сильнейших участников (см.: пресса), однако, в отличие от конкурса Шумана, неудачно выступил на одном из туров и не смог претендовать на премию. Отсутствие лауреатства на всю жизнь затруднило ему допуск к концертной эстраде, несмотря на высочайший класс исполнения, глубину интерпретации, харизму и успех у аудитории. Музыкальные чиновники периодически пытались вообще отстранить Д. Благого от концертов (однажды за него вступился Д. Шостакович, который ценил его талант).

Несмотря на препятствия, Д. Благой все же оставил большое наследие как исполнитель: множество записей, грампластинок.

Что до иных сфер его творческой деятельности, то они не мешали, а, наоборот, дополняли друг друга и помогали порой делать открытия.

Прежде всего, это "концерты-беседы" Дмитрия Благого, в которых он представал в необычном для его современников двойном амплуа пианиста и рассказчика.
Кстати, на самом деле это была смесь (или синтез) не двух искусств (как явствует из названия "концертов-бесед"), а трех. Ведь языком музыки и рассказом в таких концертах передавались художественные образы в музыкальных произведениях, "музыкальные картинки". Кстати, первоначально такие концерты были предназначены для детей (см.: Свиридов. Альбом пьес для детей) и имели у них большой успех.

Далее, Д. Благой открыл для сцены (и вернул на сцену) незаслуженно забытые фортепианные произведения прошлых эпох. (См. раздел Пресса).
Он пропагандировал старинную русскую музыку еще тогда, когда авторы доглинкинской поры не имели в глазах многих музыкантов особой ценности. (Был случай, когда один очень уважаемый профессор того времени отговаривал руководство "Мелодии" выпускать пластинку Д. Благого "с такой плохой музыкой" старинных русских композиторов). Тем не менее было выпущено несколько подобных пластинок: "Глинка и предшественники" (Бортнянский, Жилин, Хандошкин), "Глинка и современники", записана также отдельная пластинка с музыкой Бортнянского (совместно с А. Любимовым, М. Яшвили, Т. Прийменко, В. Власенко, О. Эрдели, Г. Одинец, А. Шалашовым). Среди авторов произведений, записанных Благим: А. Жилин (1766-1848), Д. Кашин (1770-1841), И. Козловский (учитель М. Огиньского, 1757-1831), И. Ласковский (1799-1855), Л. Гурылёв (1770-1844), и др. Д. Благой вел авторские передачи "Старинная русская музыка" на радио (см. также стенограмму авторской радиопередачи из цикла "Вечера камерной музыки", посвященной композиторам доглинкинской поры), в его архиве сохранилась аудиозапись "концерта-беседы" на эту тему.

Интересно, что эта просветительская деятельность Д. Благого - своего рода продолжение работы его родителей-литературоведов, только на музыкальной почве. Как В.С. Нечаева и Д.Д. Благой-старший заново открывали для современного им общества поэтов старых эпох (Вяземского, Тютчева), так Д.Д. Благой-младший заново открывал для публики забытые русские пьесы, забытых русских композиторов или забытые грани их творчества.
Многие из этих пьес могли бы стать жемчужинами фортепианного репертуара, как, например, ноктюрн Глинки ми-бемоль мажор (вы можете послушать его: откроется в отдельном окне), который зазвучал на сцене именно благодаря Д. Благому.

Делая свои открытия, Д. Благой погружался в ту же атмосферу старой русской культуры, что и его родители-литературоведы, и даже темы его исследований зачастую перекликались с их темами. Так, он занимался Тютчевым: писал вокальные произведения на стихи этого поэта, а кроме того, в "Литературном наследстве" была опубликована его работа "Тютчев в музыке" (не зная деталей, просто увидев название и имя автора, ее можно было бы приписать ее Д.Д. Благому-старшему, специалисту по Тютчеву).

Продолжал Д. Благой-младший и пушкинскую тему: у него есть работа "Моцарт и Сальери" глазами музыканта" и вокальный цикл "Пушкинская тетрадь". Один из романсов он написал на стихи декабриста Бестужева (декабристами также занимался его отец).

Д. Благой-младший исполнял также музыку, сочиненную теми, кто ассоциировался скорее с миром литературы, чем с миром музыки: Грибоедовым и Огаревым (см. пластинки).

И наконец, так же как и его мать В.С. Нечаева Д. Благой-мл. занимался текстологией (но - в музыке).

Много сил и времени Д. Благой отдал сохранению памяти о своем учителе А.Б. Гольденвейзере. Это и диссертация, и составление, редактирование и издание книг учителя, и помощь Е.И. Гольденвейзер в организации работы музея Гольденвейзера - совместные с Е.И. Гольденвейзер походы по инстанциям, когда нужно было защитить музей.

Отдельная тема в творчестве Д. Благого - "детская музыка" (особый интерес к ней связан, видимо, с образностью в музыке, к которой всегда тяготел Д. Благой как пианист, композитор и как художник). Он много играл и записывал циклы "детских" пьес (например, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова), сочинил собственный цикл "Из детской жизни", писал романсы на стихи "детских" (хотя на самом деле очень даже "взрослых") поэтов В. Берестова (в частности, цикл "Зимние звёзды", который Д. Благой посвятил своей матери В.С. Нечаевой) и М. Карема. Кстати, Д. Благой и сам писал стихотворения для детей, прочитать их можно здесь.

Наследие Д. Благого обширно, взаимосвязи разных пластов его деятельности еще не вполне изучены, поэтому здесь на сайте еще будут появляться новые материалы и будут дополняться и уточняться факты.

А.Б.

==

Прим.

* В школьные годы носил фамилию Нечаев.

** Семья: В 1953-1977 гг. был женат на Наталье Васильевне Соколовой (в замужестве Благой); в 1978 году женился на Ларисе Анатольевне Кирсановой, сохранившей в браке девичью фамилию.

Дети: Вера, Мария, Дмитрий, Анна, Иван.

- -

Д. Д. Благой (1930-1986) - Аудио | Ноты | Тексты | Пресса | Инскрипты | Грамзаписи | Фото | Рисунки | Стихи

См. также:
Д. Благой на сайте Гостелерадиофонда

Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную