Пресса
о пианисте и композиторе Дмитрии Благом
Публикации
из газет и журналов (в т.ч. "Правда", "Московский комсомолец",
"Вечерняя Москва", "Музыкальная жизнь", "Советская
культура" и др.) собраны в архиве,
так же как репертуар, отзывы и пр.
Мы
видим по публикациям, что уже в ранней молодости Дмитрий Благой был отмечен
как "зрелый музыкант с прекрасной филигранной техникой".
Профессор Яков Флиер отмечал оригинальность и самобытность его музыкального
дара, то, что Д. Благой "всегда идет своим путем". "Помимо
Фантазии Шумана мне вспоминаются особенно его выступления с Сонатой ми-бемоль-минор
Шопена и с Шестой сонатой Прокофьева", -- писал
Я. Флиер.
В
печати более позднего времени (цитаты см. ниже) пианист предстает в ином
амплуа. В статьях отражена просветительская деятельность Д. Благого, открытие
им для сцены прежде неизвестных произведений, создание собственного сценического
жанра на стыке музыки и литературы - концертов-бесед "Играет и рассказывает
Дмитрий Благой".
В
архиве сохранились также публикации о музыкальных произведениях Д. Благого.
Этот
раздел - не полный. Пока по ссылкам можно прочитать лишь некоторые публикации
целиком:
- 1951
г. -- лучшее исполнение "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова
("Советский музыкант "
от 17 декабря 1951 г.)
- Конкурс
Шумана (1956) - Дмитрий Благой
"Советская
культура" от 19 июля 1956 г.,
"Вечерняя Москва" от 5 июля 1956 г.
- Прослушивание
кандидатов на Международный конкурс имени Чайковского:
"Дмитрий Благой - зрелый музыкант с прекрасной филигранной техникой"
"Советская
культура" от 14 января 1958 г. № 6(720)
- Вокруг
конкурса Чайковского: Оригинальный и самобытный музыкант, Д.
Благой всегда идет своим путем (проф. Я.В. Флиер)
"Советский музыкант" от 24 февраля 1958 г.
- Дмитрий
Благой. "Советская культура" от 27 февраля 1958 г.
- Постигая
Шопена: Игорь Бэлза о пианисте Дмитрии Благом
("Советская культура", 17 июня 1965)
- В
классе специального фортепиано доцента Дмитрия Дмитриевича Благого (фото
1968)
- Представляя
музыку
("Вечерняя Москва", 1972 г.)
- Встреча
с музыкой
("Учительская газета ", 23 марта 1972 г.)
- Фортепианные
миниатюры русских композиторов
"Музыкальная жизнь", 1972 № 12
- Юным
слушателям
("Вечерняя Москва", 29 августа 1973 г.)
- Пианист
играет и рассказывает
(журнал "Музыкальная жизнь", 1973 г.)
- И
музыкой, и словом
(газета "Правда", 1973 г.)
- На
пороге прекрасного. Беседы у рояля
(газета "Московский комсомолец" от 2 июня 1974 г.)
- Забытые
страницы
("Музыкальная
Жизнь", 8, 1974 г.)
- "Играет
и рассказывает Дмитрий Благой"
("Советская Музыка", 4, 1977 г.)
- Дмитрий
Благой - комментарий для "Пионерской правды"
("Пионерская Правда", 16 августа 1977 г.)
- Рахманиновская
программа
"Музыкальная жизнь", 1978, № 15 (август)
- Пятерка
с плюсом
(газета "Правда", 1978 г.)
- Рахманиновская
программа
"Музыкальная жизнь", 1978, № 15 (август)
- Рассказы
о музыке
("Вечерняя Москва", 1978 г.)
- Слово
рождает мелодию
("Вечерняя Москва", 1981 г.)
- "Грани
творчества". "Музыкальная жизнь", 1981 №5 (тж. упоминается
концерт с Ларисой Кирсановой)
- Неисчерпаемая
сокровищница
"Музыкальная
жизнь", 1982 № 7
См. также:
Отрывки
из рецензий 1960-1970-х гг.:
Современная
Д. Благому критика характеризовала его как "пианиста высокого музыкального
интеллекта, тонкого вкуса, точной стилистики, большой исполнительской
свободы, своеобразной и выразительной интерпретации. Его игра сосредоточена,
лишена внешних эффектов, подчинена раскрытию замысла в строгой и чистой
форме" ("Советская музыка", 1970, № 7, с.81-82).
Вот
еще несколько выдержек из рецензий на его концерты разного времени. "Доктор
искусствоведения Н.Л.Фишман писал: "Пианист и композитор, Дмитрий
Благой словно ведет слушателя но сочинению, помогает вслушиваться в ззукосочетания,
возникающие как бы непроизвольно, делясь эстетическим наслаждением, которое
испытывает сам во время игры. В этом одна из причин глубокого воздействия
на аудиторию."
Профессор
И.Ф.Бэлза писал о Благом как о музыканте, "глубоко постигшем величие,
красоту и национальные истоки шопеновской музыки" ("Советская
культура" от 17.06.1965 г.).
"К чести Благого, он ничего не придумывает. Его достоинство в искренности
переживания. Он любит музыку, чувствует и понимает её. Его интерпретация
всегда значительна, ибо основывается на главном сочинении" ("Талантливый
музыкант", "Советская музыка" , 1962, с. 107-108).
"В
игре Благого в первую очередь подкупает предельная естественность. Он
играет ясно, просто и, главное, с покоряющей искренностью - как единый
монолог, сдержанный, мужественный и, в то же время, трепетный и взволнованный"
("Музыкальная жизнь",
1974, № 8).
"Клавирабенды Дмитрия Благого неизменно привлекают внимание любителей
музыки интересной, зачастую неожиданной программой. Каждая новая встреча
с искусством пианиста несет в себе элемент открытия. Мягкое, "бархатное"
туше, переливчатая звонкость фортепианных фиоритур позволяет Благому добиваться
большого колористического разнообразия. В то же время звучанию аккордовой
ткани артист умеет придать величественную значимость и весомость "органного"
характера". ("Музыкальная жизнь, 1978, № 15).
По поводу сочетания музыки и слова в концертах-беседах Дмитрия Благого
газета "Правда": "Почти всегда словесное объяснение музыки
ждешь настороженно. Но на этот раз слово прозвучало ненавязчиво, с точным
ощущением границ возможного вторжения его в сферу музыки. Юному слушателю
исполнителем не предлагались готовые ассоциации, а вручался "ключик"
к произведению, помогавший проникнуть в его содержание" (М.Давыдов,
"И музыкой, и словом", "Правда", I9.11.I973 г.)
-
См.
также отзывы:
А
также опубликованное посмертно:
|