Дмитрий Благой: книги, музыка, биография
Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную


О Дмитрии Благом
(послесловие к переизданию фортепианной транскрипции Д. Благого "Круга песен" Шумана)

Дмитрий Дмитриевич Благой (1930-1986) – выдающийся пианист, композитор и музыковед, заслуженный артист РСФСР.
Его деятельность была многогранной. Он создал форму концертов с рассказом (в 1970-х г. давал абонементные концерты «Играет и рассказывает Дмитрий Благой»). Много концертировал, записал в фонд радио более 200 произведений, выпустил одиннадцать грампластинок. Не менее обширным было и его литературное творчество: он публиковался в книгах, газетах, журналах, вел передачи о музыке на радио и телевидении. Среди изданных его музыкальных произведений — «Прелюдии» и «Пять музыкальных картин» для фортепиано, вокальные циклы, в том числе «Живая тишина» на слова В.Берестова, «Блестящее каприччио» для фортепиано с оркестром, и многие другие.


Рождение музыки


Дмитрий Благой родился 13 апреля 1930 года в Москве. Он происходил из старинного знатного дворянского рода, находившегося в родстве с многими представителями русской культуры — с семьями Толстых, Римских-Корсаковых, Вяземских и др.
Его родители были связаны с литературой: отец, академик Дмитрий Дмитриевич Благой, был знаменитым литературоведом-пушкинистом, а мать, Вера Степановна Нечаева — выдающимся текстологом, основателем московского музея Достоевского. В том, что Дмитрий Дмитриевич Благой-младший тоже одарен литературно, сомнений не возникало. Был у него и талант к рисованию. Но основным оказался талант музыкальный, и главной темой в его жизни стала музыка.
Произошло это почти случайно. Однажды он вместе с матерью был в гостях, где в то время находился и знаменитый профессор Московской консерватории А.Б. Гольденвейзер. Профессор заметил, что у этого маленького мальчика не только абсолютный слух, но еще и врожденное чувство звука (тот безошибочно определил, какой из двух роялей, стоявших в доме, лучше). Гольденвейзер посоветовал В.С.Нечаевой отдать сына учиться в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Окончив ее, Д. Благой без экзаменов был принят в консерваторию в класс А.Б. Гольденвейзера. Затем с отличием окончил консерваторию (по классу рояля у Гольденвейзера, по классу композиции у Ю.А. Шапорина), потом аспирантуру. А потом всю жизнь преподавал в консерватории. Дмитрий Благой был доцентом Московской консерватории, членом Союза композиторов СССР, защитил диссертацию по музыкальной текстологии, и т.д.
И хотя он часто представал перед публикой в разных ипостасях (пианист, композитор, педагог, музыковед, музыкальный писатель…), главным направлением всегда была музыка: ее он играл, сочинял, и о ней рассказывал.

Пианист и просветитель


Н.Н.Каретников отмечал, что Дмитрий Благой принадлежал к исполнителям, которые обгоняют свое время: «В том, как он играл на фортепьяно в последнем классе школы и особенно в консерватории, были элементы, предварявшие будущую игру Гленна Гульда — утонченная нервность, огромная интеллектуальная работа в соединении с мощным темпераментом». Опередил свое время Д.Благой не только как пианист, но и как музыкант-просветитель. То, что он ввел в музыкальный обиход, стало повсеместно развито через двадцать лет после его смерти, с наступлением нового тысячелетия.
Например, он популяризовал редко исполняемые русские музыкальные произведения доглинскинской поры (сочинения Бортнянского, Хандошкина, Жилина и др.). Старинная музыка — сегодня это любимое увлечение музыкантов-интеллектуалов, в Московской консерватории есть теперь даже кафедра исторического исполнительства. Но тогда, в 1970-е-1980-е, ничего подобного не было, и Д. Благому приходилось отстаивать перед скептиками идею издания пластинок со старинной русской музыкой. Во многом именно он, пропагандируя эту музыку концертах и грамзаписях, подготовил интерес к ней у нынешних музыкантов.
Кроме того, Дмитрий Благой создал форму просветительских концертов с рассказом. На них он не только исполнял музыкальные произведения, но и рассказывал про историю их возникновения, про их авторов. Так музыка, написанная сто-двести лет назад, становилась еще ближе и интересней слушателям. Знаменитый историк, академик Сигурд Оттович Шмидт, сегодня рассказывает: «Дмитрий Благой был первым, кто стал проводить такие концерты. Тогда мы [слушатели. – А.Б.] даже не сразу это поняли, а позже подобную форму концертов стали повторять другие».

Шуман


В своих концертах Д.Благой часто обращался к творчеству Роберта Шумана, близкому ему по духу. Многое роднило двух музыкантов: как известно, Шуман тоже с детства увлекался книгами, тоже много писал о музыке в прессе, и тоже был очень внимателен к теме взаимодействия музыки и слова.
Транскрипция Дмитрия Благого для фортепиано шуманского вокального цикла «Круг песен» впервые была издана в 1972 году. При создании транскрипции Д. Благой бережно отнесся к литературной части цикла — стихи Гейне, послужившие текстами романсов Р.Шумана, оставлены в цикле в качестве эпиграфов. Издание, которое вы держите в руках, как и первое издание, приведено в авторской редакции Д.Благого. Ему принадлежат названия сочинений цикла, аппликатура и «самые общие педальные обозначения» (стоит помнить, что он оговаривал в примечаниях: «ремарка «con pedale» «предусматривает лишь более обильное применение правой педали»). Ему же принадлежат заключенные в скобки указания темпа, характера и динамических оттенков. Стихи-эпиграфы печатаются по изданию: Генрих Гейне. Собрание сочинений в десяти томах. Том I, ГИХЛ, 1956.

***

Несмотря на активную деятельность, Дмитрий Благой успел сделать не всё – его жизнь оказалась короче, чем того требовало количество идей и замыслов.
Однако музыкальные и литературные его труды издаются и сейчас: вышли в свет книга «Избранные статьи о музыке» и вокальный цикл «Пушкинская тетрадь» (их можно найти также и в Интернете, на сайте www.blagoy.ru), а теперь переиздана и транскрипция «Круга песен» Шумана.
К счастью, наследие, оставленное выдающимися деятелями культуры, никуда не пропадает — оно имеет свойство возрождаться в новых поколениях. И кто знает: если судьба распоряжается так, что талантливый человек уходит из жизни, — может, не всегда это действительно финал. Может, иногда это стоит понимать скорее как пометку в нотах — da capo al fine…

А.Б.

Post Scriptum

А.Б., сентябрь 2015. Этот текст был написан семь лет назад, а мое изучение истории семьи и архивов, связанных с наследием моих предков, с тех пор продолжалось. Сегодня я бы многое переформулировала, что-то поправила, а что-то добавила к тексту. И хотя это не монография, не научная публикация, а сопроводительный текст к нотам, но если мне доведется сделать второе издание или снова опубликовать этот текст в бумажном виде, я его переработаю. Основная канва, впрочем, скорее всего, останется прежней.

См. публикации о том, как Д.Д. Благой нашел свой жанр на сцене (или свою форму просветительских концертов с рассказом - их современники Д.Д. Благого воспринимали как интересное, необычное начинание), как воскрешал к жизни забытую старинную фортепианную музыку (список произведений и авторов добавлю сюда позже)
См. тж.: автобиографию пушкиниста Д.Д. Благого-ст., книгу Н.В. Благово "Шесть столетий рода Благово" (С.-П., 2007), "Рассказы бабушки" Д.Д. Благово с родственным древом (вышла в серии "Литературные памятники", 1989); я также пользовалась древом, составленным моим отцом незадолго до смерти.

Вероятно, я еще вернусь к этому тексту здесь на сайте и добавлю пояснения к нему.

В любом случае, лучше всех сказал доктор искусствоведения, профессор
Г.В. Крауклис. См.: Деятельность многогранная, самозабвенная…
(О пианисте и композиторе Дмитрии Благом)

А.Б.