Дмитрий Благой: книги, музыка, биография
Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную

пресса о пианисте Д. Благом

Пианист играет и рассказывает
(журнал "Музыкальная жизнь", 1973 г.)


Название этого концерта звучало неожиданно: "Играет и рассказывает Дмитрий Благой". Концерт давался воскресным апрельским днем в московском Доме ученых. Дмитрий Благой играл и рассказывал детям. Были здесь и ребята постарше, и совсем маленькие "меломаны", а в большинстве -школьники третьих-пятых классов. Но тишина, стоявшая в зале, лучше всего свидетельствовала об общей, вне зависимости от возраста, заинтересованности слушателей.

Программа состояла из детской музыки Шумана ("Альбом для юношества") в первом отделений и Прокофьева - во втором. Многие из этих пьес юные пианисты уже играли сами и встречали их особенно восторженно, как старых знакомых. Впрочем, взрывы аплодисментов мгновенно прекращались - выступление Д. Благого шло без пауз, и аудитория вновь "навостряла уши".

В определенной последовательности пианист сопровождал, вернее, предварял объяснениями каждую исполнявшуюся миниатюру. При этом он не вдавался в сложный музыковедческий анализ - прежде всего он разъяснял юным слушателям эмоциональную суть музыкальных образов, "посвящал" их в настроение пьесы. Время от времени он читал подходящие к случаю стихи, растолковывал некоторые общие понятия, не все: да известные детям, иногда проводил исторические или литературные параллели. Словом, эти предисловия меньше всего походили на учебные комментарии к музыке - скорее, их можно был бы назвать своеобразными "эссе", лаконичными и выразительными, в которых подчеркивалось главное: наиболее характерные особенности творчества композитора.

Д. Благой впервые выступал с подобным концертом в прошлом году, в том же Доме ученых. "Проба пера" оказалась удачной. Публика - и взрослые, и дети - хорошо встретила исполненные и "рассказанные" тогда "Детский альбом" П.И. Чайковского и "Альбом пьес для детей" Г.В. Свиридова. Самая же идея концерта-рассказа родилась, по словам пианиста, во время его работы над программой очередного, вполне "взрослого" концерта.

-Включив в эту программу и детскую музыку Свиридова, - говорит Дмитрий Дмитриевич, - я почувствовал, что слушателей она заинтересовала. Мне давно казалось, что сочинения для детей, как классические, так и многих наших современников, выходят за узко "возрастные" рамки. Думается, что такие произведения органически продолжают магистральную линию творчества того или иного композитора. Прием, оказанный взрослой аудиторией детской музыке Свиридова, как бы подтверждал эту мысль. Следовательно, сквозь призму детских, более доступных юным любителям музыки произведений перед ними можно раскрыть и общий характер творчества автора? С этого все и началось. Вместе с Г.В. Свиридовым мы стали работать над его альбомом. И первому афишному концерту в Доме ученых предшествовала аналогичная радиопередача, а затем и выпуск пластинки...


Пианист гольденвейзеровской школы, обладатель двух консерваторских дипломов (композиторский факультет он окончил по классу Ю.А. Шапорина), Д.Благой известен и как автор ряда серьезных теоретических работ. Занимаясь главным образом вопросами фортепианной педагогики, он уделяет большое внимание также проблемам музыкальной текстологии. Именно эта тема стала основой кандидатской диссертации Благого, посвященной музыкальной редактуре Гольденвейзера. Может быть, существует непосредственная связь между интересом исследователя и его желанием раскрыть существо авторских интонаций в живой и образной речи? Во всяком случае, на концерте Благого становится ясно, что ему близки обе стихии - музыки и слова. И что не случайно, именно он, счастливо сочетающий в себе данные пианиста и литератора, "открыл" возможность разговаривать со слушателями одновременно на этих двух языках.

Познавательное значение выступлений Д. Благого бесспорно. Но очень важна также и другая их сторона. Ведь объясняя маленьким слушателям внутренний смысл каждой пьесы, рассказчик активно вмешивается в их восприятие искусства. И вводя ребенка в мир прекрасного, он будит его фантазию, помогает понять и почувствовать: что же это такое - музыкальный образ?

На концерте, о котором идет речь, я встретила известную преподавательницу музыки В.В. Чертову, обладающую большим педагогическим опытом. Придя сюда вместе со своими учениками, она высоко оценила роль метода, найденного Д. Благим, в воспитании начинающих музыкантов.

Разумеется, Дмитрий Дмитриевич строит выступление по определенному сценарию. Уже в начале концерта он определил свою основную мысль, помогающую объединить различные пьесы в нечто целое: "хорошая музыка всегда правдива". Такая позиция дала возможность автору убедительно рассказать, например, о шумановских "временах года", точными словами подкрепляя выразительные музыкальные картины суровой зимы и жаркого лета,.. Она же подсказала ему и некоторые удачные "переходы" от пьесы к пьесе - скажем, разъяснение сходства (общий упругий ритм) и различий между пьесами "Смелый наездник" и "Всадник" (в последней слышится совсем иная, куда более тревожная интонация).

Менее иллюстративной, а потому и более увлекательной оказалась, на мой взгляд, вся вторая "глава" концерта -рассказ о "Детской музыке" С.С. Прокофьева. Д. Благой словно предложил слушателям прожить один день жизни композитора. И вдохновенно рассказал о чувствах, о настроениях этого дня -от радости первых утренних встреч, от "Прогулки" и первой услышанной утром "Сказочки" до лирического ощущения вечернего покоя... Неожиданности дня рассказчик подтверждал за роялем сменами тональностей и темпа, появление "Дождя и радуги" предварял поэтичными словами о мохнатых тучах, а бурное веселье "Тарантеллы" - о лучах солнца, засиявшего после ливня.

Как отметил Д. Благой в начале концерта, музыка Шумана призывает не только "слушать" себя, но и "вслушиваться". Теми же словами, пожалуй, можно определить и замысел самого концертанта. Он разработал программу целого цикла утренников, рассчитанного на три года. С тем чтобы повести за собой определенную аудиторию - от понимания детской музыки поднять ее до восприятия произведений более глубоких и сложных. Так же "повзрослеют" со временем и его рассказы, причем слово будет постепенно уступать все большее место самой музыке. Московская филармония уже выпускает абонемент к первому году этого цикла.

Очень интересные метод и формы общения музыканта со слушателями, применяемые Д.Благим, несомненно заслуживают внимания и поддержки.

А. Клебанская
журнал "Музыкальная жизнь"
1973 № 15