Дмитрий Благой: книги, музыка, биография |
Дмитрий Благой (1930-1986)
Грамзаписи
(см.
также: Аудио)
-
М.
И. Глинка Дмитрий Благой, фортепиано "Мелодия",
1975
|
Сторона 1
А.
Грибоедов (1795-1829) Вальс № 1 - 1.30,
Вальс № 2 - 1.27
А. Гурилев (1803-1858) Вариации на тему из оперы "Иван Сусанин" М. Глинки - 4.38
М. Глинка (1804-1857) Вальс ми бемоль мажор - 1.32
М. Глинка Ноктюрн "Разлука" - 3.50
М. Глинка Вальс-фантазия - 8.57
Сторона 2
М. Глинка (1804-1857)
Ноктюрн ми бемоль мажор - 3.43
Вариации на тему русской песни "Среди долины ровныя" - 3.00
Вариации на тему Моцарта - 8.14
Вариации на шотландскую тему - 7.55
-
Названия даны пользователем mail.ru, будут уточнены. Если ссылка не работает: запасная ссылка/
-
Текст с конверта пластинки:
Великому основоположнику русской музыкальной классики М.И. Глинке суждено было подытожить лучшие достижения своих предшественников и одновременно стать первооткрывателем совершенно новых путей в русском музыкальном творчестве. Огромную роль сыграла его деятельность и в формировании русского пианизма. Гениальные оперы композитора, вызвавшие национальную гордость и восторженно принятые всеми прогрессивно мыслящими музыкантами, породили многочисленные концертные транскрипции, обработки и переложения, составившие целое направление в фортепианной музыке. В фортепианных сочинениях Глинки обобщались достижения предыдущих поколений композиторов и закладывались основы дальнейшего развития национального стиля. Реалистичность, простота и правдивость раскрытия художественных образов, мелодическое богатство музыки Глинки нашли свое отражение в лучших произведениях русских композиторов XIX века.
Большую
роль в формировании русского пианистического искусства сыграли танцевальные
жанры. Характерно, что песенная стихия русской музыки наложила отпечаток
и на большинство вальсов того времени. Многие из них воспринимаются
как лирические "песни без слов". Таковы два вальса А.С. Грибоедова,
- к сожалению все, что сохранилось от композиторского наследия автора
бессмертной комедии "Горе от ума", чей музыкальный талант
высоко ценил Глинка. Все же, сравнивая их с танцевальными пьесами самого
автора "Сусанина" и "Руслана", явственно ощущаешь
рубеж, отделяющий образцы - пусть даже лучшие - домашнего музицирования
начала века от высокого профессионализма, присущего глинкинским творениям.
Образцом могут служить "Вариации на шотландскую тему" (в основу
их положена тема ирландского происхождения, использованная Бетховеном
и рядом других композиторов), которые вновь подчеркивают высоту мастерства
Глинки, по существу представляя собой русские вариации на шотландскую
тему. Вообще драгоценным свойством гения Глинки - и в этом он сродни
великому Пушкину - было умение в русском национальном выявить общечеловеческое
и, одновременно, при жадном впитывании впечатлений, связанных с жизнью
других народов, - достигать глубокой национальной самобытности. Это
может быть отнесено, например, к ранним вариациям на тему из "Волшебной
флейты" Моцарта или к русской песне "Среди долины ровныя",
к обоим, очень разным по настроениям ноктюрнам, к пьесам танцевальных
жанров, в том числе к знаменитому "Вальсу-фантазии". Интересно,
что фортепианная редакция его появилась раньше оркестровой. Вместе с
тем, она не является лишь ее эскизом, но обладает вполне самостоятельной
художественной ценностью. Каковы
же особенности глинкинского фортепианного стиля, характеризующегося
разнообразием изложения и тонким пониманием звуковых красок? Главенство
мелодического начала в музыкальном мышлении и вокальная трактовка инструмента
приводят к прозрачности фортепианной фактуры, которая как принцип является
типичной и для оркестровых сочинений Глинки. Вместе с тем отчетливо
дают себя знать приемы подголосочной полифонии, столь характерные для
русского народного искусства. Широко применяя пассажную технику, окружая
мелодический рисунок прозрачной тканью "бисерной" фигурации,
умело пользуясь регистровыми и динамичными контрастами, Глинка создает
живой и яркий художественный образ произведения. Всем его пьесам, разнообразным
по жанрам, характеру и настроениям, присуще изящество, напевность, простота
и ясность воплощения художественного замысла. Хотя
главные свершения Глинки связаны с оперным, симфоническим и камерно-вокальным
творчеством, при кажущейся скромности оставленного им фортепианного
наследия, его роль также очень велика: оно во многом повлияло на последующий
расцвет отечественной фортепианной музыки. Между тем фортепианные произведения
Глинки (как и некоторых его современников) занимают и в концертных программах
пианистов, и в репертуаре учащихся очень небольшое место. Говоря об
исполнении их Дмитрием Благим, следует отметить, что некоторые из таких
пьес буквально возрождены им на концертной эстраде: это относится не
только к вариациям Гурилева на тему из "Ивана Сусанина", но
и к светлому, полному юношеской мечтательности ноктюрну Глинки ми бемоль
мажор, оригинальной фортепианной редакции "Вальса-фантазии"
и ряду других сочинений. По этому поводу музыкальная критика справедливо
писала, что "незаслуженно забытые пьесы великого композитора, безусловно,
относятся к самым прекрасным страницам русской фортепианной классики
и заслуживают внимания наших пианистов. Присущее им светлое очарование
поэтической грусти, плавность певучих мелодий, тонкость, подчас изысканность
гармоний, прихотливая фразировка - все это нашло в лице Дмитрия Благого
вдохновенного интерпретатора. Проникновенное "бархатное" звучание
рояля, изящество нюансировки, разнообразнейшая палитра тембров, безукоризненный
вкус пианиста позволили слушателям в полной мере оценить достоинства
и подлинную красоту фортепианных шедевров русского композитора"
(В. Пасхалов. "Забытые страницы". Журнал "Музыкальная
жизнь", 1974, № 8). В.А. Натансон |
см. также: аудио