Дмитрий Благой: книги, музыка, биография

Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную

 

"Нигде кроме, как в третьем томе" (оглавление)

Д. Д. Благой (1893-1984)

Фрагмент из неопубликованной рукописи книги "Творческий путь Пушкина (1930-1937)"

(см. об этой рукописи здесь: "Нигде кроме, как в третьем томе")

ОТ АВТОРА

Содержание моей книги - творчество Пушкина тридцатых годов, последнего семилетия его жизни, особенно значительный и особенно сложный, наиболее устремленный в будущее и наименее изученный, этап его творческого пути. Это - период, когда пушкинский гений достигает полной своей зрелости и художественные создания творца "Евгения Онегина", "Маленьких трагедий", "Медного всадника", "Пиковой дамы", "Капитанской дочки" равноправно становятся в ряд вершиннейших достижений мирового искусства слова. Изучение такого периода требует и соответствующей перспективы.


Книга - третья и заключительная часть обширного монографического исследования, работать над которым я начал еще с середины 30-х годов. Каждая из трех книг - частей его - имеет самостоятельное значение, но все они подчинены единому авторскому плану, образуя органически связанное между собой целое - трилогию.
Приступив в свое время к написанию первой книги, я был вынужден прервать на много лет работу над ней, чтобы, в противовес распространенному тогда взгляду на творческий путь Пушкина, как на смену влияний на него западных литератур, поставить его на отечественную почву. И лишь уйдя назад от Пушкина, опубликовав в 1945 г. мою "Историю русской литературы XVIII века", я смог продолжить и написать эту первую книгу (опубликована в 1950 г.)


Для работы над второй и третьей книгами необходимо было уйти вперед от Пушкина, осмыслить его - родоначальника русской классики XIX-XX веков - в перспективе всего ее поступательного движения. И только исследовательски овладев этим громадным материалом, проникнув, насколько мне это удалось, в закономерности развития русского литературного процесса в целом (см. первый раздел моего двухтомника "От Кантемира до наших дней", 1973), я получил возможность завершить так, как считал необходимым, вторую книгу (опубликована в 1967 г.) и приступить к работе над третьей.


В третьей книге я стремлюсь показать как великий русский национальный поэт, заключавший, как в зерне, в своем творчестве этой поры, всю последующую русскую классику, выходит на широчайшие просторы интернационального художественного развития, и его творения, раздвигая границы пространства и времени, преодолевая языковой барьер, обретают нарастающую славу во всем "подлунном мире".


Это потребовало особенно пристального изучения преемственных и типологических связей Пушкина с крупнейшими явлениями других национальных культур, что и дает ту меру, с какой следует подходить к пониманию и оценке места, роли и значения Пушкина в мировом литературном процессе.
Установление этого является конечным выводом - эпилогом - как данной книги, так и всей трилогии.

- -

(Публикуется по архивному документу: АРАН, ф.1828, оп.1, л. 140-141)

 

 

вернуться на главную страницу