Дмитрий Благой: книги, музыка, биография
Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную

пресса о пианисте Д. Благом

Пятерка с плюсом
("Правда", 1978 г. 11 апреля, стр. 6)

-

После премьеры

В Москве состоялась премьера нескольких фортепианных произведений С. Рахманинова. Их включил в программу своего концерта пианист Дмитрий Благой. Сегодня исполнитель рассказывает об этой программе.

- - - -

Среди произведений музыкальной классики есть такие, которым дано сыграть особенно большую роль в приобщении человека к музыкальному искусству. Именно к подобным удивительным созданиям человеческого гения принадлежит первая из опубликованных Рахманиновым прелюдий - до-диез минор. Трудно поверить, что появилась она в самом начале творческого пути композитора. Какие же предгорья вели к достижению этой вершины?

Известно, что до первых изданий сочинений, а также параллельно с ними Рахманиновым было написано немало произведений разных жанров. И все же о большинстве произведений этого периода мы узнаем лишь из книг и исследований. Между тем жизнь музыки - в звучании. Показать рост дарования одного из величайших русских композиторов, сопоставить несколько еще неизвестных слушателям ранних его сочинений с теми, что уже давно получили признание, - таков был мой замысел новой программы.

В начале ее прозвучали ранее не опубликованные автором пьесы: Романс, Прелюд, Мелодия, Гавот. Авторские пометки в рукописях свидетельствуют, что это были первые сочинения, предназначавшиеся Рахманиновым для печати. То, что он все же отказался от их издания, - пример строжайшей требовательности к себе, отличающей подлинно великих художников. Конечно, в пьесах этих нетрудно заметить некоторое воздействие предшественников и старших современников композитора. Но, знакомясь с пьесами юноши Рахманинова, слышишь прежде всего его собственный неповторимо индивидуальный голос, с присущей ему мужественной силой.

Сохранились достоверные сведения о том, что Чайковский, прослушав на консерваторском экзамене несколько пьес Рахманинова, не только поставил ему высший балл - пятерку, но и окружил ее со всех сторон плюсами. Некоторые исследователи полагают, что это были как раз те самые пьесы: Романс, Прелюд, Мелодия и Гавот. Правда, по этому поводу есть и иные мнения. Но одно безусловно: уже в то время Чайковский почувствовал в юноше композитора, способного приумножить великие завоевания русского музыкального искусства.

"Правда" от 11 апреля 1978 г.