Дмитрий Благой: книги, музыка, биография
Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную

пресса о пианисте Д. Благом

"На пороге прекрасного. Беседы у рояля"
(газета "Московский комсомолец" от 2 июня 1974 г.)

Еще в прошлом сезоне Московская филармония выпустила необычную афишу: играет и рассказывает Дмитрий Благой. Состоялся концерт днем, так как его программа и сам рассказ пианиста были обращены к детям. Первый опыт удался. Нет, это не была обычная лекция-концерт. Уже тогда стало ясно, что музыкант открывает свой жанр на концертной эстраде. Дмитрий Благой решал прекрасную и благородную задачу - научить мальчишек и девчонок слушать, понимать, а главное - любить музыку. Минувшей осенью Дмитрий Благой открыл свой сольный абонемент в зале Дома ученых.

- - - -- - - - - -


Состоявшиеся четыре концерта познакомили юных слушателей с творчеством П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова, Р. Шумана, М.И.Глинки, Д.Д.Шостаковича, Д.Б.Кабалевского, Э.Грига.

Программа каждого выступления Благого имеет тщательно продуманное и выверенное построение. Непрекращающаяся работа мысли - одна из сильных сторон бесед исполнителя. За весь концерт у музыканта ни разу не прозвучит заученная интонация, и это залог того, что никогда в зал не проберется скука. Слушать Благого интересно, и поэтому на его концертах стоит такая удивительная, чуткая тишина. А все это так непросто - заставить сосредоточиться не одну сотню беспокойных юных слушателей.

Свой рассказ Благой строит на темах и сравнениях, близких и понятных детям. Он ощущает соотношение в концерте слова и самого исполнения. Музыкант всегда учитывает специфику детского восприятия. В программу первого отделения включаются, как правило, более сложные вещи. Во втором отделении больше музыки и меньше рассказа, да и по времени второе отделение короче первого: музыканта очень волнует, чтобы ребята не устали, ведь встреча с музыкой должна быть радостной.

Пианист старается разбудить воображение своих слушателей. Главная задача исполнителя - добиться того, чтобы дети полюбили сам процесс слушания музыки. Ведь только слушая музыку, можно научиться ее понимать, ценить и находить в ней близкие тебе чувства и переживания.

Дмитрий Дмитриевич Благой - всесторонний музыкант: он пианист большого лирического дарования, преподаватель - доцент Московской консерватории по классу фортепиано, композитор, исследователь, автор научных статей. И вся эта многогранность Благого-музыканта неожиданно ярко раскрылась в беседах у рояля. Не боясь музыкальных терминов и в то же время просто, Благой стремится раскрыть прежде всего эмоциональную сторону произведения, будь то сверкающая, наполненная светом музыка Сергея Прокофьева или чуть грустная, сдержанная музыка лирических пьес Эдварда Грига.

Многое из того, что исполнял Благой на концертах, дети играют сами. И прекрасно, что пианист снял со знакомых вещей хрестоматийный глянец и вернул им всю первородную прелесть и очарование. Пожалуй, острее всего это чувствовалось в исполнении "Детского альбома" П.И.Чайковского.

Беседы у рояля Дмитрия Благого рассчитаны на совсем юную аудиторию, но интересно то, что мамы и папы в зале тоже не скучали. Они по-своему воспринимали рассказ и игру пианиста, для одних это были всегда волнующие и щемящие воспоминания детства, а другие ... тоже учились слушать и понимать музыку. Было бы очень хорошо, если бы Дмитрий Дмитриевич создал цикл бесед и для молодежной аудитории.

Московская филармония ведет большую работу по эстетическому и, естественно, прежде всего по музыкальному воспитанию школьников. Органично вошли в эту работу беседы у рояля Д.Благого. Важно и то, что помимо филармонического зала Дома ученых, такой же цикл концертов Благой проводит в Тушине, и в Доме культуры "Красный Октябрь".

Весь цикл концертов Д.Благого рассчитан на три года. Будут взрослеть слушатели - будут усложняться содержания бесед и исполнительский репертуар.

Второй год цикла откроется рассказом о "Временах года" П.И.Чайковского. Впереди встречи с музыкой Баха, Моцарта, Шопена, Бетховена, Мусоргского, Листа, Скрябина, Рахманинова, Шостаковича.

И. Казенин
"Московский комсомолец"
от 2 июня 1974 г.