Дмитрий Благой
Пушкинист Д.Д. Благой / Пианист и композитор Д.Д. Благой: на главную

Пианист и композитор Дмитрий Благой (1930-1986)

 

Г. Свиридов

Альбом пьес для детей

Играет и рассказывает Дмитрий Благой (ф-но)

"Мелодия", Всесоюзная студия грамзаписи

- Колыбельная песенка
-
Попрыгунья
-
Ласковая просьба
-
Упрямец
-
Звонили звоны (русская народная песня)
-
Музыкальный ящик
- Старинный танец
-
Парень с гармошкой
-
Перед сном
-
Веселый марш
-
Колдун
-
Грустная песня
-
Маленькая токката
-
Зима
-
Дождик
- Марш на тему М. И. Глинки (рассказ и пьеса, 3,9 Мб.)
-
Музыкальный момент (рассказ и пьеса, 5,4 Мб.)

-

Текст с конверта пластинки
/Д. Благой - об исполняемых им произведениях/:

Приобщение детей, в частности учащихся-пианистов, к тому, что наиболее ярко, талантливо в современном творчестве, к тому, что определяет основные прогрессивные тенденции наших дней, к советской музыкальной классике - важнейшая, актуальнейшая задача. Вот почему "Альбом пьес для детей" Георгия Свиридова является таким значительным событием для нашей детской музыкальной литературы. Он включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности. Порядок в расположении миниатюр естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях: в целом трудность - будь она преимущественно художественно-выразительной или технической - постепенно возрастает к концу сборника.

Главное достоинство пьес Свиридова - яркая образность, свежесть языка, которая сочетается с доступностью детскому восприятию и педагогической целесообразностью применяемых стилистических средств. Трудно определить те бесчисленные "штрихи", которые придают даже простейшим пьесам Свиридова черты исключительной, ярко-национально окрашенной самобытности. Они и в интонационном строе, близком русскому народному творчеству, и в гармоническом языке, ритмическом строении, особенностях фактуры, полифонического письма, формообразования.

Поскольку в тексте пластинки получает отражение художественная образность каждой из пьес, здесь мы остановимся на некоторых, самых общих вопросах их пианистического воплощения, кратких педагогических советах, касающихся работы над ними с учащимися детьми.

"Колыбельная песенка" учит простоте и естественности фразировки, достижению мягкого, плавного легатного звучания. Пьеса эта прививает простейшие полифонические навыки, а также наглядно знакомит с принципом вариационного развития, типичного, в частности, для народной музыки. При многократном повторении первоначальной темы - что способствует концентрации педагогических задач - обращает внимание использование выразительности различных регистров фортепиано, смена полифонического изложения появлением в конце гармонического хорального сопровождения.

В "Попрыгунье" особенно наглядно выступает соответствие приемов звукоизвлечения очень конкретному образному содержанию. Поучительна частая смена "штрихов": упругого staccato (отталкивание от клавиатуры) и полновесного legato (движение руки в клавиатуру). Стремительные затактные фигурки тридцать вторых способствуют достижению особенной мышечной активности в начале основных мелодических фраз.

Важнейшей задачей при исполнении "Ласковой просьбы" является достижение непрерывности мелодического развития. Не должно ощущаться ни остановок на выдержанных звуках, ни излишней "симметричности" некоторых фраз. Трудность представляет и выработка непрерывного фона двойных нот и аккордов, часто заполняющих мелодическое движение и также образующих единую, тянущуюся линию, - помимо близости левой руки к клавиатуре, большую роль должно здесь играть применение правой педали. Необходимо чутко услышать и оттенить тонкостями нюансировки многочисленные гармонические "переливы".

Пьеса "Упрямец" построена на постоянном сопоставлении двух очень ярких тематических образов, каждый из которых претерпевает в процессе развития значительные видоизменения - этому соответствует динамический план сочинения. Пьеса весьма поучительна в ритмическом отношении; в начале работы над нею должна быть тщательно отделана каждая из составляющих ее ритмических формул. Важно также обратить внимание на различие видов staccato и marcato, точное додерживание очень важных, как бы не разделяющих, а соединяющих музыкальные фразы пауз, достижение эмоционального и звукового контраста в конце пьесы.

Пьеса "Звонили звоны" предполагает постоянное использование свободного падения рук при собранных, порою концентрирующих значительную силу концах пальцев. Звучание аккордов должно быть очень монолитным, "выравненным" по вертикали. Одновременно необходимо достигнуть единого горизонтального дыхания музыки, непрерывности ее развития. Следует обратить внимание на образующиеся в результате смелых напластований мелодически-аккордовых фраз острых гармонических сочетаний. Пьеса учит и достижению как бы непрерывного, подобного звону колоколов, педального звучания при ясном выявлении полифонической ткани.

"Старинный танец" в связи с присущей ему жанровой определенностью помогает выработке упруго-танцевального ритма, пластичной собранности движений. В нем необходимо достигнуть плотного и вместе мягкого staccato при исполнении аккордов (упругость пальцев, "рессорность" кисти), непрерывной связности, благородной и сдержанной выразительности отвечающих им фраз legato. В середине, предполагающей более обильное применение педали, следует выявить яркий образно-динамический контраст, а вслед за этим создать драматургически-логичный переход к репризе.

"Музыкальный ящик" - пьеса, чрезвычайно полезная для выработки пальцевой ровности звучания гаммообразных построений (при исполнении их как legato, так и легким пальцевым staccato). Необходимость почти непрерывного сохранения оттенка pianissimo учит предельной чуткости прикосновения к клавиатуре, максимальной экономии движений. Выявление подлинно-художественной образности сочинения может быть достигнуто лишь на основе достаточно смелой педализации, предполагающей обилие педальных "смесей" (как бы игра без демпферов на старинных инструментах).

В пьесе "Перед сном" мягкое, ласково-нежное звучание должно сочетаться с песенной выразительностью фразировки. Большого внимания требует выявление сложной и вместе с тем исключительно естественной полифонической ткани, достижение различных планов в пении отдельных голосов, создающих, в целом, единую звуковую "перспективу". Для сохранения плавной округлости звучания, избегания напряжения, вызываемого растяжкой рук, уместно пользоваться беззвучной подменой пальцев. Педализация должна быть очень осторожной, не затемняющей общую прозрачность, полифоничность изложения.

Пьеса "Парень с гармошкой" основана на имитации сочного звучания гармони. При значительном полнозвучии (forte и fortissimo) к минимуму следует свести "ударность" исполнения. Пальцы, выдерживающие вес рук, а в известной мере и корпус пианиста, должны погружаться в клавиатуру, словно в пластическую массу, стирая излишнюю разграниченность отдельных звуков и аккордов (этому же должно способствовать применение правой педали). Необходимо добиваться большой яркости и темпераментности исполнения.

"Веселый марш" выдвигает целый комплект художественно-пианистических задач: нахождение живого, но упругого, лишенного торопливости движения, звонкости сочного, не переходящего в жесткость и грубость звучания, выявления оркестровой многоплановости музыкальной ткани - как бы выдержанные звуки валторн, переклички различных инструментов, дробь барабана… Их технических проблем отметим достижения пальцевой упругости в staccato и marcato, выработку кистевого tremolando.

Пьеса "Колдун" предполагает применение весьма характерных, порою необычных приемов фортепианной игры: достижение внезапных резких crescendo, "яростного" акцентирования отдельных кратких звуков, "злой" остроты пунктирных ритмов. Важно обратить внимание на выработку отчетливой артикуляции при исполнении шестнадцатых нот в "смутном" басовом регистре. Необходимо также достигнуть большого динамического напряжения в средней части пьесы, резкого контрастирования при возвращении первоначального образа.

Трудность исполнения "Грустной песни" и в протяженности единого мелодического дыхания, "пении на фортепиано" мелодии правой руки, и в свободной передаче "гитарного" аккомпанемента, где звуки и аккорды при непрерывной быстроте перемещения левой руки должны звучать мягко и мечтательно-спокойно. Трудности эти особенно возрастают в репризе из-за постоянного перекрещивания рук и добавления пунктирного ритма в сопровождении. В крайних частях пьесы необходима упорная предварительная работа над фоном левой руки, причем полезно подпевать голосом мелодию пьесы. Середина требует драматической напряженности, создания полной, как бы хоровой звучности аккордового изложения.

"Маленькая токката" способствует ритмической упругости, звуковой отчетливости исполнения, приучает к необычному пятидольному размеру с синкопированным отталкиванием от "слабых" долей. Прием звукоизвлечения - тяжелое, маркированное staccato мелодической линии и еще более остро, резко подчеркиваемые двойные ноты сопровождения. Особенно следует обратить внимание как бы на спор двух тональностей в репризном проведении темы (переклички отдельных ее фраз в партиях обеих рук). Передача пьесы требует достаточной технической подготовки, физической силы и выносливости, яркого темперамента.

Необходимые требования при исполнении пьесы "Зима" - владение непрерывно длящимся звучанием, широким "дыханием" мелодических линий, чувством монолитности формы единого сурового музыкального повествования. Необходимо также достижение компактных "хоровых" звучностей в аккордовом эпизоде и контрастирующего им призрачного звучания двухголосных фраз в крайних регистрах фортепиано (pianissimo). Достаточная психологическая зрелость - важнейшее условие художественного воплощения авторского замысла.

"Дождик", кажущийся поначалу пьесой этюдного плана, предъявляет к исполнителю ряд интересных образно-колористических требований. Хотя необходима упорная предварительная работа над достижением быстроты и ровности всех видов непрерывного движения шестнадцатых, однако затем в центре внимания должно быть убедительное воплощение динамического плана пьесы, владение тонкой и смелой, несколько импрессионистической педализацией, работа над звучанием сопровождающих элементов фактуры - от staccato восьмых до "гудящего" выдержанного баса в кульминации.

Лаконизм, драматическая напряженность, резкая контрастность, монументальность изложения - характерные черты "Марша на тему Глинки". Пьесу эту целесообразно проходить лишь с учащимися, обладающими достаточными размерами рук, физической силой, художественной зрелостью. Замечательно, что сочинение это, казалось бы, столь отдалившееся от первоисточника - песни Вани из оперы "Иван Сусанин", до самого конца в точности сохраняет мелодический рисунок последней, выявляя замечательное контрапунктическое мастерство композитора.

Исполнение "Музыкального момента" должны отличать грациозность, ажурная легкость звучания, гибкость, танцевальная пластичность фразировки, основанной на точном нахождении опорных моментов, разнообразие штрихов и динамических нюансов. Для достижения отчетливости и пружинной упругости остинатного сопровождения терций в левой руке можно рекомендовать избегание повторения звуков одними и теми же пальцами (например, целесообразна последовательность пятого-второго и третьего-первого пальцев). Середина, приносящая яркий, несколько театрально-эффектный контраст, требует задорного темперамента, крепости и собранности пианистического аппарата. В сравнении с очень осторожной педализацией крайних частей, здесь допустимы и даже необходимы смелые педальные "мазки".

"Альбом для детей" Г. Свиридова принадлежит к числу тех немногих сочинений, которые, будучи доступными детскому восприятию и воспроизведению, в состоянии пробуждать художественную фантазию, учить исполнительскому творчеству. Он не только может принести большую пользу в процессе обучения юных пианистов, но и сыграть значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения. А ведь в этом - одна из важнейших задач музыкальной культуры.
Дм. Благой

-

См. также:

Аудио

Пластинки

на главную